Январь 2018 года начался знаковым для московских метростроевцев событием: впервые в истории московского метро выполнена сбойка 10-метровым тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК), которая соединила станции «Юго-Восточная» и «Косино» Кожуховской линии. Такое решение позволяет пускать встречные поезда по одному тоннелю, что существенно снижает себестоимость строительства и сокращает сроки ввода в эксплуатацию всей линии.
Это стало возможно благодаря применению ТПМК Herrenknecht S-956 (диаметр щита 10,82 м) и полной линейки расходных материалов для ТПМК концерна BASF, ведущего мирового производителя строительной химии. Работы по проходке первой сбойки тоннеля длиной 1162 метра были выполнены силами одной из ведущих подрядных организаций отрасли ООО «МИПСтрой-1» и успешно завершены 25 января.
В процессе строительства проходчикам пришлось столкнуться со сложными и весьма разнообразными гидрогеологическими условиями: повышенной абразивностью породы, значительным водопритоком, участками тугопластичной глины и плывунов с мелким песком. В таких условиях было необходимо оперативно принимать правильные технические решения для продвижения ТПМК вперёд.
Обеспечить безостановочную работу позволили специальные решения BASF: пенный реагент антиглина MasterRoc ACP-143, универсальный пенный реагент для обводнённых условий MasterRoc SLF41, антиабразивный состав MasterRoc ABR5, связующий полимер-гелеобразователь MasterRoc SWA 710, смазка щёточного уплотнения MasterRoc TSG6, аварийный заполнитель MasterRoc TSG7 и смазка лабиринтного уплотнения MasterRoc BSG11. Инженеры технической поддержки BASF активно участвовали в выработке решений, направленных на максимальное повышение эффективности применения данных материалов.
В частности, для снижения абразивного износа краевых ковшей на роторе тоннелепроходческого комплекса, приводившего к отклонению от трассы и замедлению движения, было разработано уникальное техническое решение с применением антиабразивного состава MasterRoc ABR5. Он нагнетался исключительно в краевые форсунки подачи пены на роторе дополнительно к основному пенному реагенту MasterRoc SLF41 (или MasterRoc ACP-143, в зависимости от типа грунта в забое), который нагнетался во все остальные точки подачи пены на роторе. Такая схема позволила замедлить износ краевых ковшей с сохранением качества обработки породы в забое, а также обеспечить стабильность её консистенции и параметров грунтопригруза.
Как показал данный опыт строительства двухпутного тоннеля в московском метро, у разработанных BASF технических решений и материалов для ТПМК есть хорошие перспективы применения — как при дальнейшем строительстве московского метро, так и в процессе решения других сложных задач.
Источник: Master Builders solutions